"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви (Часть 1)

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви (Часть 1)

В. М. Лисичкин, кандидат философских наук (Могилевский пединститут)

 

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

Модернизация русского православия, как и всякой другой конфессии, явление не новое. Исследования православной идеологии XX века позволили выделить отдельные, исторически обусловленные периоды ее модернизации: 1) 1917—1923 годы. Русская православная церковь занимает промонархические позиции, борется с Советской властью; 2) 1923—1927 годы. Церковь придерживается нейтралитета по отношению к новому общественному строю и политике вообще; 3) с 1927 года она постепенно переходит на позиции лояльного отношения к Советскому государству и новому общественному строю.  На этих позициях она находится и в настоящее время (1). Мы говорим здесь об изменении социально-политической позиции церкви прежде всего потому, что «социальное истолкование православия в настоящее время составляет узловой пункт его модернизации»(2). Как бы высоко ни парила религия в области «сверхчувственного», она не может продолжить своего существования без выработки социальной программы действия, без осмысления новых явлений в общественной и духовной жизни, без неизбежной переориентации в отношении к насущным мирским проблемам, больше всего интересующим и волнующим верующих.

Русская православная церковь все шире участвует в обсуждении социально-политических вопросов. Это обусловлено нарастающим динамизмом общественной жизни. Православная церковь охватывает в наши дни широкий спектр таких проблем, как взаимоотношения личности и общества, верующих и неверующих, пастырей и прихожан, христиан и нехристиан, которые не могут быть решены без частичного изменения содержания вероучения и культа, без изменения самой практики церковной жизни. Происходит пересмотр догматического, нравственного и пастырского богословия, заметны изменения в проповеднической деятельности священнослужителей.

В литературе, опубликованной за последние 20 лет, модернизация (девальвация) религии справедливо выводится из кризиса религиозной идеологии. С современным этапом ее модернизации богословы связывают надежды на ревальвацию этого антинаучного мировоззрения. Заметим, что невозможность «религиозного бума», на который уповают теологи, не исключает временной стабилизации религии, ее выживания.

Дело в том, что обновление религии происходит с некоторым возвратом к раннехристианской традиции, когда обыденное сознание масс питалось оппозиционными настроениями к существовавшему несправедливому общественному строю. Критика социальной несправедливости, облеченная в религиозно-этические категории борьбы со злом, утопические идеи равенства всех людей как грешников, независимо от социально-классовой, национальной и даже религиозной принадлежности, была притягательной силой, которая объединяла верующих в те или иные конфессии и общины.

Утвердившиеся в нашей стране справедливые социальные отношения между классами и социальными группами, выдаваемые православными богословами и священниками как воплощенные в жизнь призывы ранних христиан к справедливости, воспринимаются многими верующими как торжество истин христианства.