"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви (Часть 2)

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви (Часть 2)

В. М. Лисичкин, кандидат философских наук (Могилевский пединститут)

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

Обновленческие тенденции русской православной церкви достигли своего апогея в 60-х годах, когда теологи и церковные иерархи стали усиленно разрабатывать концепции «коммунистического христианства» и «богословия революции», призванные доказать причастность церкви к осуществлению идеалов коммунизма, а стало быть, непреходящее ее значение в становлении и развитии коммунистической цивилизации. С этого времени все чаще и чаще в официальном органе Русской православной церкви «Журнале Московской патриархии», а также в сборнике «Богословских трудов» и других изданиях развивались идеи этих концепций, осовременивающих православие в соответствии с духом времени. Так, в статье кандидата богословия И. Иванова «О богословских проблемах современности», опубликованной в «Журнале Московской патриархии», проводится мысль о необходимости решать задачи церкви «применительно к обстоятельствам места и времени». Автор формулирует три важнейшие задачи, стоящие перед Русской православной церковью: проблема взаимоотношений с католической церковью, с экуменическим движением и невоссоединенными восточными церквами; проблема правильной оценки социальных перемен, происходящих во всем мире; и, наконец, проблема христианского единства в защите мира(3).

Переосмысление религиозных категорий в современном православии доходит до таких пределов, когда их земная направленность, по существу, теряет связь с трансцендентной ориентацией. Богословы хотят вдохнуть новую жизнь в прежние архаизмы, наполнить их новым содержанием, но подать это так, чтобы высветить якобы присущую им первозданную глубину и непреходящую истинность. Иначе говоря, модернизация социального  учения церкви выводится ими не из изменения ее социального бытия, обусловленного глубочайшими преобразованиями земной основы человеческой жизни, а из кладезя христианской мудрости, имманентно присущей религиозной идеологии.

По-новому трактуют богословы и христианское учение о взаимоотношении личности и общества. Так, профессор духовной академии Н. Заболотский в статье «Русская православная церковь в новых социальных условиях» говорит, что «христианское учение о личности, о ее взаимоотношениях с ближними не может пройти мимо тех концепций личности и общества, которые вырабатываются в революционном мышлении. Отсюда — участие христиан в демократическом развитии, их содействие г гармоническому совершенствованию личности и укреплению ее связи с обществом, равно как участие в борьбе за свободу и независимость всех людей и всех народов земли»(4). Автор не излагает здесь христианское учение о личности, которое исходит из абстрактного учения о человеке вообще, несовместимого с научной социологией, а говорит лишь о положительном влиянии социализма на активизацию деятельности христиан. Главная руководящая идея статьи преследует цель «осмыслить революцию, чтобы получить право на прагматизм, устанавливаемый практически, простым вхождением членов церкви в социалистическое общество». Автор отдает себе отчет в том, что «здесь находится трудность, связанная с диполярностью мышления. Христианство не в состоянии пойти на такое сближение метафизических основ, которое означало бы фактический отказ от религиозных убеждений... Философское понимание истории... понимание истории как промыслительного процесса спасения не может быть принято идеологией и практикой революции. Поэтому вопрос богословского приближения необходимо считать открытым».

Статья свидетельствует о том, что церковь устанавливает пределы модернизации православной идеологии. Оставляя формально вопрос открытым, фактически церковь берет здесь курс на умеренную модернизацию, модернизацию с оглядкой на авторитеты религиозной веры, точнее говоря, на церковные традиции.

При оценке деятельности Всемирной конференции «Церковь и общество» (1966 год), когда обсуждался вопрос о роли христиан в революции, делегаты Русской православной церкви высказались за поддержку революционных процессов, за активизацию деятельности христиан в строительстве новой жизни на принципах социальной справедливости.

Делегаты конференции от Русской православной церкви указывали, что революционный процесс, происходящий в настоящее время во всем мире и приобретающий тенденцию к еще большему расширению, требует богословского осмысления его и на основе этого открытого признания и участия в нем. Церковь, по их словам, признана усилить свое пророчество и учительское служение, чтобы пробуждать совесть людей, делать ее чуткой к требованиям справедливости и мира.

В докладе «Христология и христианская антропология», прочитанном профессором Московской духовной академии В. Сарычевым на Всемирной конференции «Церковь и общество», недвусмысленно говорилось, что одной из важнейших причин нравственного упадка человечества является разделение людей на богатых и бедных. Отсюда и вывод: христиане должны признать оправданность в определенных обстоятельствах революционного пути развития и участвовать в нем.