"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви (Часть 3)

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви (Часть 3)

В. М. Лисичкин, кандидат философских наук (Могилевский пединститут)

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

В докладе местоблюстителя Московского патриаршего престола Пимена (ныне патриарх) на поместном соборе Русской православной церкви (1971) говорилось: «Мы высоко ценим самоотверженные усилия нашей страны, оказывающей помощь народам, находящимся под игом империализма и стремящимся обрести свободу для своего развития и независимого бытия, всемерно способствующей общечеловеческому прогрессу и прочному и справедливому миру на всей земле». Докладчик указал, что «задача церковной иерархии всегда будет состоять в охране чистоты православной веры... и вместе с тем в сообразовании правил и традиций церковных с нуждами Церкви и потребностями времени».

В докладе митрополита Ювеналия на заседании КОПРа Христианской мирной конференции (1973) высказано новое толкование церковью причин, порождающих материальное и социальное неравенство. Материальное и социальное неравенство выводится докладчиком из несправедливого устройства общества, несправедливого распределения в нем земных благ.

Православные идеологи приходят теперь к выводу, что «индивидуальная жизнь человека и вовлечение ее в процесс социализации составляет единый комплекс, устремленный вперед и вверх к исполнению высших целей сознания и совершенства».

Подобная трактовка взаимоотношения личности и общества, разумеется, не означает отхода церкви от провиденциалистского понимания хода исторического процесса. Дело в том, что христианская активность личности мыслится в богословии как проявление духовности индивидуума, полученной от промыслителя, а не как деятельность, обусловленная прежде всего его материальными потребностями и интересами. При этом тенденция к обновлению социального учения церкви прослеживается больше всего в публикациях иерархов и богословов в официальном органе «Журнале Московской патриархии» и меньше всего в специальных работах теологов, помещаемых в сборнике «Богословские труды». Модернизация меньше всего затронула кандидатские, магистерские и докторские диссертации по богословию. Это объясняется тем, что исходные мировоззренческие принципы православия, которые всегда базировались на иллюзорно¬фантастическом отражении действительности, невозможно совместить с научным пониманием исторического развития.

Современное социальное учение православия, включающее в себя концепции «коммунистического христианства», «богословия революции», способствует консервации в сознании верующих убеждения в полезности и необходимости религии в наше время. Оно направлено не столько на противостояние научному коммунизму, сколько на обоснование примата христианства в определении путей к социальной справедливости и полному равенству между людьми.

Эта позиция модернистов православия прослеживается не только в современной христианской социологии, в  учении о человеке и обществе, но и в экклезиологии (учение о церкви), в экзегетике (богословская дисциплина о библейских нравственных принципах). Осталась неизменной, можно сказать, только одна сфера религиозной деятельности — богослужение в церкви, наполненное таинственной символикой и мистикой. Но и здесь делаются попытки обновления, сводящиеся преимущественно к стремлению вводить богослужение на русском языке, к  увеличению количества церковных проповедей.

Поиск новых вариантов религиозной интерпретации актуальных вопросов современности привел к заметному расширению диапазона богословских исследований, далеко выходящих за пределы их специальной проблематики,— к изучению экологических проблем, порожденных индустриализацией и урбанизацией, проблем биологии, психологии и т. д.

Особенность современного этапа модернизации православия заключается в том, чтобы придать религии наукообразность, а не делать науку служанкой богословия, как это было прежде. Но заметим, что внимание теологов, например, к экологическим проблемам направлено не на их позитивную разработку и решение, а на выпячивание негативных последствий научно-технического прогресса.

Православные богословы видят в этих отрицательных последствиях влияние преступной самонадеянности представителей капиталистических стран, не внявших голосу божьему о необходимости бережного отношения к природе.

В статьях, докладах и отдельных проповедях, непременно снабженных ссылками на слова спасителя, людям внушается мысль, что и здесь отход от заповедей бога приводит к многочисленным потерям как для нынешнего, так и для будущих поколений. И, наоборот, высказывается надежда, что выполнение божественных предначертаний о рачительном отношении к среде своего обитания приведет к преодолению экологического кризиса, к превращению богоданной Земли в рай.