"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви (Часть 4)

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви (Часть 4)

В. М. Лисичкин, кандидат философских наук (Могилевский пединститут)

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

Существенные изменения происходят и в богословских  учениях о нравственности. Многие христианские этические категории переосмысливаются и наполняются земным содержанием. Богословы теперь пишут, что первейшим нравственным долгом является активизация верующих в строительстве справедливого, социалистического общества в своей стране. Труд на общее благо рассматривается как важнейшая обязанность христианина, а тунеядство и стяжательство — как грех.

Переосмысливается в духе времени и христианское понятие аскетизма, под которым современные православные этики понимают «отдачу себя на служение в семье, на производстве, в общественных отношениях, своим соседям, своему городу, отечеству, наконец — всему миру». «Осуществление христианских идеалов в собственной жизни и в служении миру — такова природа и назначение аскетизма наших дней»,— говорит профессор богословия Н. Заболотский. Это, по его мнению, позволяет христианскому аскетизму сделаться «применимым к реальности нашего времени». Под аскетизмом разумеется самоотдача всего человека христианскому подвигу во имя торжества на земле высшей справедливости и мира, завещанных богом. Таким образом, и здесь мы видим тенденцию к обновлению с оглядкой на церковные традиции. Как отмечает Н. Красиков, «православная этика как система нравственных ценностей исходит из высших, в том числе и эсхатологических, целей, определяемых евангельским учением». И это действительно так. Все богословы, в том числе и представители модернистского толка, в этом вопросе всегда придерживались и придерживаются ортодоксальных взглядов.

В статьях и учебниках по нравственному богословию постоянно подчеркивается необходимость участия христиан во всех сферах жизни и прямо указывается, что пассивность в процессе созидания греховна, леность и отрешенность от жизни своего коллектива и страны в целом лишь компрометируют верующих в нашем секуляризованном обществе. Вместе с тем, разъясняя смысл понятия «христианская активность», богословы утверждают, что для верующего это участие, «в первую очередь, означает полное вхождение в жизнь церкви, в ее духовную и богословскую атмосферу таинств благодати, молитвы, дисциплинированного порядка, моральных норм, участие в полноте церковной. Такое участие есть сознательная и ответственная жизнь в боге со Христом, в ощущении и восприятии Святого духа».

Признавая зависимость форм служения церкви от социальной обстановки, от общественного положения верующего п принятых норм в обществе или государстве, богословы видят достоинство этих форм служения в том, что они отражают негасимый свет евангельской истины, исполненной любви ко всем людям, добродетели, терпения, нестяжания, самопожертвования и т. п. Профессор- протоиерей Н. А. Заболотский в своих статьях в «Журнале Московской патриархии» последовательно проводит мысль об ответственности христиан перед богом за свои реальные земные дела. В его работах, написанных в духе радикального модернизма, приспособленчество к современной социалистической действительности достигает такой степени, что позволяет не только затушевывать консервативный характер религиозной доктрины церкви, но и создавать видимость ее сопричастности великим свершениям нашей революционной эпохи.

Вознося до небес гуманизм христианского учения и замалчивая присущие ему лицемерие, отход от мира, ложь, как якобы привнесенные в него «историческим христианством» под влиянием или внешних сил (реакционных социально-политических структур прежних общественно-экономических формаций), или субъективных факторов (ошибок церковной иерархии прошлого), богослов пытается возвеличить христианство.

Разъясняя вопрос о том, что представляет собой христианство как учение, митрополит Ювеналий в докладе на экуменическо-православной конференции в Софии (1981) говорил, что конечная цель христианского благочестия и жизни — это спасение с освобождением от несправедливых социальных и политических структур.

Однако церковные иерархи в своих наставлениях богословам и священнослужителям постоянно напоминают о «сохранении формы, которая дух бережет». Обновление вероучения и церковной службы, по их мнению, должно осуществляться с постоянными ссылками на древние авторитеты церкви, на патристику (учение отцов церкви II—VIII веков), без чего нельзя преодолеть психологический барьер недоверия паствы к вводимым новшествам. В сборнике «Богословские труды» почти в каждом выпуске печатаются творения «святых отцов», а также труды современных богословов, излагающие или пересказывающие святоотеческие «воззрения» по различным вопросам вероучения и нравственности.