"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви (Часть 5)

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви (Часть 5)

В. М. Лисичкин, кандидат философских наук (Могилевский пединститут)

 

Модернистские тенденции в идеологии православной церкви
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

От своих идеологов Московская патриархия требует восстановления в богословии патристического метода и стиля, предупреждая, что быть действительными богословами и наставниками христиан могут только те, кто способен выражать самосознание церкви не иначе как «в духе и стиле святоотеческого предания».

В сборнике «Богословские труды», в магистерских и кандидатских диссертациях, как отмечает М.П. Новиков, очень широко используются религиозно-философские искания представителей так называемого нового религиозного сознания, или неохристианства, в особенности труды С. Булгакова, Н. Бердяева, а также В. Розанова и других «богоискателей», препарированные мистикой В.С. Соловьева и неокантианской концепцией антиномичности П. А. Флоренского.

По примеру В. С. Соловьева современные богословы стали все чаще прибегать к религиозной интерпретации смысла научных открытий, особенно в тех случаях, когда они еще не получили достаточного мировоззренческого осмысления с позиций атеизма. При помощи такого приёма они стремятся осуществить синтез науки, философии и религии, который не только позволил бы предотвратить процесс угасания религиозного сознания верующих, но и повысил престиж  религии в нашем обществе.

Новые тенденции модернизма — это и обновление социально-политической ориентации Русской православной церкви, и изменение религиозно-нравственных установок, и поиск новых способов и приемов религиозной апологетики, призванный реабилитировать христианство и всю историю церкви. Анализ религиозной периодики и специальных выпусков «Богословских трудов» показывает, что процесс обновления православия продолжается, ибо он вызван закономерно нарастающим динамизмом общественной жизни при социализме, развертыванием научно- технической революции, общим подъемом культурного и общеобразовательного уровня народа, углублением секуляризации и существенными изменениями самого религиозного сознания масс.

И хотя богословы и церковные деятели рассматривают обновление религии как явление имманентно присущее этой форме сознания, действительные причины модернизации находятся за ее пределами. В новом капитальном труде, который готовит православная церковь к 1000-летию принятия христианства на Руси, тенденция к обновлению православной идеологии получит, по-видимому, дальнейшее развитие.

Обновление религии является одним из условий ее выживания, и задача научной критики модернистских тенденций религиозной идеологии является насущной задачей развития атеизма. Осознание этого факта уже нашло отражение в ряде публикаций по критике модернизированной религии. Вместе с тем в этих работах, вышедших в 1978—1979 годах, высказано недостаточно обоснованное, на наш взгляд, соображение, будто в послесоборный период епископат Русской православной церкви стал больше поддерживать не модернистов, а традиционалистов. Судя по содержанию публикаций «Журнала Московской патриархии», такой вывод не подтверждается. И в середине 70-x годов, и в настоящее время модернизация социальной доктрины церкви и ее нравственных ориентаций продолжается, поскольку богословы хорошо осознали невозможность сохранения религиозной идеологии без ее дальнейшего развития.

Вывод о том, что с 1971 года модернизация вводится в строгие рамки регламентации, чего якобы не наблюдалось в середине 60-х годов, также едва ли оправдан. И раньше, и теперь обновление религии осуществлялось с учетом церковных традиций и не могло выйти за пределы дозволенного, определяемые не установками церкви, а самой сущностью антинаучного религиозного мировоззрения. Именно эти раз и навсегда установленные границы не позволяют любым формам «рафинированной поповщины» сделаться союзницей научного мировоззрения и вписаться в общество зрелого социализма, развивающегося на единственно научном фундаменте коммунистического мировоззрения.

Продолжающаяся модернизация религиозного учения православия безусловно повышает престиж Русской православной церкви в глазах верующих и способствует временной стабилизации религии. Это обстоятельство необходимо всесторонне осмыслить, чтобы повысить актуальность теоретических исследований и практику атеизма, существенно улучшить политико-воспитательную работу среди трудящихся.

Литература

1             Новиков М. Г1. Тупики православного модернизма. М., 1979, с. 93.

2             Курочкин Л. К. Эволюция современного православия. М., 1971, с. 156.

3             Журнал Московской патриархии, 1962, № 5, с. 74—75.

4             Там же, 1967, № 7, с. 36.