"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Критика А. М. Горьким идей христианского гуманизма (Часть 1)

Критика А. М. Горьким идей христианского гуманизма (Часть 1)

Л.В. Яковенко, инструктор Отдела пропаганды и агитации ЦК КПБ

Критика А. М. Горьким идей христианского гуманизма
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7

В идеологическом противоборстве двух социальных систем — социалистической и капиталистической — объектом острейшей борьбы стала проблема человека.

Особые притязания к проблеме человековедения предъявляет религия, и в первую очередь христианство. Богословы уверяют, что только религия установила законы человеколюбия и учила исполнять их в обществе, что подлинный гуманизм возможен только там, где существует вера в Христа, который якобы провозгласил любовь к людям.

Идеологи христианства всячески пытаются доказать, будто бы только в лоне религии человек способен на добрые поступки, высокие чувства. Совершая добрые дела, человек, по их утверждению, тем самым проявляет к богу свою любовь, а любя бога, он способен к другому, низшему типу любви — любви к людям.

Великий пролетарский писатель А. М. Горький решительно выступил против христианской проповеди любви,

По утверждению Алексея Максимовича, объектом истинной любви должен быть не мифический бог, а реальный, живой человек — высшая ценность природы, самое значительное и прекрасное, «поистине священное и великое» существо в мире. Воспевая величие человека и подчеркивая идею о его самоценности, Максим Горький писал: «Существует только человек, все же прочее есть мнение»(1). И в этом отношении человек есть реальное, «единственное чудо на земле, а все остальные чудеса ее — результаты творчества его воли, разума, воображения»(2). Ничто в мире не заслуживает большего внимания, чем непрерывно растущий человек, выступающий как «носитель энергии, организующей мир, создающей «вторую природу», культуру»(3).

Неугасимая вера в человека, в его творческие возможности, в торжество его разума была главной чертой горьковского гения. «Яд неверия в человека был для него непереносим,— вспоминает К. Федин.— ...Он был певцом света. Бесстрашное изображение мрака и мерзостей жизни, картины «дна», взбаламученного им и пробужденного к обновлению, разоблачение низости и тлена старых человеческих муравейников Горьким делались лишь затем, чтобы повторять и повторять все убежденнее и убедительнее: но я верю, верю в победу разума, ибо, смотрите, как он могуч, невзирая на тьму и тьму его врагов, смотрите, как прекрасны дети солнца, вопреки извечным потугам варваров изуродовать красоту»(4).

Такое подлинно гуманистическое отношение к человеку красной нитью проходит через все творчество и общественно-политическую жизнь пролетарского писателя. Оно воплотилось в его практической революционной деятельности, направленной на уничтожение всех форм социального и духовного порабощения человека, достижение свободного развития членов общества и установление поистине гуманных отношений между ними.