"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Древнегреческая философия и христианство. Критика богословских воззрений (Часть 1)

Древнегреческая философия и христианство. Критика богословских воззрений (Часть 1)

В.П. Оргиш, аспирант (ВГУ им. В. И. Ленина)

Древнегреческая философия и христианство. Критика богословских воззрений
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6

В современной идеологической борьбе христианство выступает на стороне самых ярых противников марксизма. Живучесть и влиятельность христианства в значительной мере обусловлены тем, что его проповедники внедряют в сознание людей представления о якобы «надысторическом» характере этой идеологии, стремятся оградить веру в бога от научно-исторической критики. Они внушают верующим, что искусство, этика, наука, философия, общественные идеалы обязаны своим происхождением религии, что дохристианская история и культура были лишь черновой работой божественного провидения по подготовке человечества к принятию «религии Иисуса», что христианство есть альфа и омега исторического процесса и духовного прогресса общества.

Задача научно-атеистической критики — выявить несостоятельность подобного рода претензий, обнажить истинное, вполне земное лицо христианства.

Богословы, как правило, отрицают формирующее влияние древнегреческой философии на христианство, утверждая, что философия только способствовала рациональному выражению изначально заложенного в античном духе монотеизма. В позиции теологов следует выделить два аспекта. Первый состоит в утверждении, что из язычества в раннее христианство была привнесена античная философия и молодой религии навязан морально - рассудочный образ мышления. Этой точки зрения придерживаются в основном богословы протестантского и близкого к нему направления.

Второй аспект характеризуется стремлением представить античную философию как провиденциальную подготовку христианства, а ее содержание-— как результат заимствования античными мыслителями основных идей из священных книг. Уже первые  христианские апологеты для обоснования превосходства своей религии всячески шельмовали идейных предшественников. Тот факт, что взгляды многих античных философов оказывались близкими библейско-богословской проблематике, истолковывался тем, что и Сократ, и Платон, и другие мыслители были-де плагиаторами библейской религиозной литературы.

Марксизм утверждает, что христианство представляет собой продукт исторического развития. Древнегреческая философия явилась одним из важнейших исторических источников этой религии, одной из ее непосредственных идейных предшественниц. Античная мысль выработала собственную рационально-философскую методологию, усвоив которую христианство сумело создать свою теорию богопознания и относительно устойчивую и влиятельную идеологическую доктрину. Целесообразно рассмотреть следующие аспекты древнегреческой философии в отношении к христианству: 1) появление универсалистских воззрений на природу разума и формирование гносеологических корней рационализма, а также идеализма платоновского толка; 2) онтологизацию морали; 3) становление рациональной методологии познания и ее использование христианством. Это позволит дать аргументированную критику богословских попыток отрицать формирующее значение рационализма для христианства.

В истории европейской мысли древнегреческой философии принадлежит выдающаяся роль. Метод науки, если под ним понимать способ построения знания путем выведения и строгого определения понятий, был основан Сократом. Он первый стал утверждать, что истина только тогда истина, когда она доказана. При этом он исходил из того, что основой мира является недоступная чувствам, постигаемая лишь мыслью связь отношений, всеобщий разумный порядок, который властвует над всем. Если допустить, рассуждал Сократ, что в мире «нет ничего разумного», то придется признать, что наш ум забрел в крошечные частицы материи, т. е. в наши тела, по какой-то счастливой случайности, беспредельно громадный мир вокруг нас «пользуется таким благоустройством вследствие какого-нибудь неблагоразумия»(1).