"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Становление методологии научного атеизма в БССР (Часть 1)

Становление методологии научного атеизма в БССР (Часть 1)

А.А. Титовец (Белорусский политехнический институт)

Становление методологии научного атеизма в БССР
Часть 1
Часть 2
Часть 3

Становление научно-атеистической методологии в Советской Белоруссии пришлось на 20-е годы. Республика открыла первый в своей истории университет (1921), начал работу Институт белорусской культуры (1922), преобразованный затем в АН БССР (1929). Из многих научных и культурных центров в Минск были приглашены известные историки и философы для подготовки научно-исследовательских .кадров. Многие из них (В.Н. Ивановский, Н.М. Никольский, В.Н. Перцев, В.И. Пичета, Н.Н. Щекотихин и др.) именно на белорусской земле в полной мере раскрыли свой творческий потенциал, внесли заметный вклад в отечественную, а по некоторым проблемам и в мировую науку.

Результаты работы белорусских обществоведов, занимавшихся разработкой ряда религиоведческих проблем, свидетельствуют о том, что в 20-е годы они испытывали определенные затруднения методологического характера. В этот период усилия ученых концентрировались на исследовании религии как формы общественного сознания, на анализе истории и деятельности различных религиозных течений. Велась также критика философской основы религии — идеализма. Однако изучение этих и других проблем сдерживалось, на наш взгляд, недостаточной разработкой марксистско- ленинской теории научного атеизма. Примером может служить определение религиоведами сущности религии. Ведь от того, насколько точно сформулировано определение того или иного феномена, зависит эффективность последующего изучения его.

Ф. Энгельс в своем определении религии указывал на основные характеристики, составляющие сущность данной формы общественного сознания. Главные признаки ее — вера в сверхъестественное, специфика объекта религиозного отражения, неадекватная форма отражения1. В дефиниции указаны и условия, спонтанно порождающие саму религию: действие господствующих над человеком природных и общественных сил. В начале 20-х годов практика антирелигиозного воспитания потребовала проведения комплексного научного анализа религии. Ученые оказались в сложном положении, не решаясь отдать предпочтение ни одной из многочисленных формулировок религиозного комплекса, в том числе и предложенных основоположниками марксизма-ленинизма.