"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Великое гонение Диоклетиана на христиан (Часть 5)

Великое гонение  Диоклетиана на христиан (Часть  5)

В.А. Федосик, кандидат исторических наук (Белорусский государственный университет им. В.И. Ленина)

Великое гонение Диоклетиана на христиан
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6

Это было прологом самого серьезного гонения на христиан. Правда, здесь существуют расхождения в датировке — называются 296, 297, и 302 гг. Во всяком случае, эта мера предшествовала первому антихристианскому эдикту из серии 303—304 гг. Первый появился в конце февраля 303 г. Лактанций сообщает, что 23 февраля 303 г. в Никомедии отрядом стражи была разрушена христианская церковь. На следующий день был вывешен эдикт. Сорвавший его христианин поплатился за это жизнью.

Текст эдикта известен в пересказах Лактанция и Евсевия. Здесь имеются некоторые несоответствия. Так, по Лактанцию, смысл эдикта сводился к лишению всех христиан гражданских прав. Каждый мог обвинять их в христианстве, что грозило пытками (причем без всякого учета сословных различий). Им запрещалось жаловаться в суды. У Евсевия говорится, что предписывалось уничтожение христианских церквей, сожжение священных книг, лишение должностей христиан, находившихся на административных постах. Предусматривалось лишение свободы для христиан, находящихся на службе у частных лиц.

Вскоре последовали и два других указа. Один предписывал арестовывать христианских клириков и принуждать их совершать жертвоприношения римским богам. Другой даровал свободу тем из арестованных, кто принесет жертвы богам государства (Euseb., Hist. eccL, Ylll, 2, 6; Mart. Palest., praefat.).

По-видимому, исполнение этих эдиктов сопровождалось конфискацией церковного и личного имущества христиан, подпавших под его действие. Разрушение же церквей, предусматривавшееся первым актом, разумеется, предполагало запрещение христианских богослужебных собраний.

Как сообщает Евсевий, четвертый эдикт появился в 304 г. Но, строго говоря, он не был специально антихристианским. Евсевий  говорит, что он предписывал принесение жертв языческим богам всеми жителями империи поголовно (Mart. Palest.,3). Однако, учитывая откровенно антихристианский характер двух предыдущих эдиктов, можно не сомневаться, что и этот был направлен именно против христиан.

Существуют мнения, что антихристианские эдикты не везде и не все исполнялись. Гонение в восточной части империи было более длительным и жестоким, чем на ее западе. Более точно определяет географию массовых репрессий М. Грант, полагающий, что основной удар пришелся на азиатские и африканские провинции. Обычно мягкость гонения на Западе связывают с прохристианскими симпатиями Констанция Хлора. Но тезис Евсевия о том, что Констанций совсем не выполнял антихристианских эдиктов, подвергает сомнению Лактанций. Последний, несмотря на свои христианские симпатии к отцу Константина, все же говорит о разрушении им нескольких церквей (De mor.pers.,15) .

На западе империи, “как отмечал У. Фрэнд, христианство не было первостепенной проблемой. Он утверждал, что и Максимиан осуществил в Италии и Африке только первый эдикт, а второй и третий лишь частично(18). Четвертый же, полагает он, на западе империи не проводился в жизнь вовсе. Таково же мнение и Т.Д. Барнеса.

Лактанций говорит, что в отличие от Констанция Максимиан исполнил все в точности по всей Италии. Об исполнении эдикта о жертвоприношениях в Африке и на Сицилии сообщают пассион Криспины и акты Евпла (их латинская версия). Конечно, сведения об антихристианских репрессиях на западе империи более скудны, чем но восточной ее части. Но не стоит на основании этого говорить об их полном отсутствии. Не следует забывать, что авторы главных источников (Евсевий и Лактанций) - жители востока империи.

К тому же африканский мартиролог этого гонения содержит приблизительно 60 имен. Эпиграфический материал также говорит о жертвах среди христиан. В частности, обнаружена надпись с именами 34 жертв гонения ’’при божественных законах Диоклетиана и Максимиана”. Эти сведения приводит У. Фрэнд, приписывающий распоряжения о всеобщем жертвоприношении провинциальным правителям Проконсульской Африки и Нумидии, что источниками не подтверждается.

Преследования христиан зафиксированы также в Малой Азии, Палестине, Сирии, Аравии, Египте (Euseb-flist.eccl., Y111, 7, 11-12; Mart. Palest., 1—5). Пассионы добавляют сюда Мезию, Паннонию, Македонию (Passio Juli Veter., 1; Passio Iren., 1; Passio Aqap., Iren.,etc., 1). Таким образом, репрессии охватили почти всю территорию империи.

По количеству жертв гонение при Диоклетиане превосходило все предыдущие. Евсевий говорит, что мученики были в каждой провинции. Особенно много их было в Африке, Мавретании, Фиваиде и Египте. По его словам, в Египте были казнены тысячи христиан; в Фиваиде же число убитых за день христиан доходило до 100, причем Евсевия заверяет, что сам был свидетелем. Несколько десятков христиан было казнено в Палестине, немало их было сослано на работу в рудники. Об этом повествует кесариец Евсевий в своей ’’Книге о палестинских мучениках”.

Многочисленны пассионы и акты христианских мучеников. Их настолько много и среди них есть такие невероятные (как и среди рассказов Евсевия) , что, по замечанию А.  Донини, это затрудняет установление числа и ранга жертв.

Кто больше пострадал — миряне или клирики? Уже первый эдикт оказался направленным в первую очередь против христианского духовенства, хотя, казалось бы, особых мер против клира, за исключением выдачи книг, он не предусматривал. Возможно, Евсевий о чем-то умалчивает, не говоря уже о Лактанции, дающем свою версию эдикта. Палестинский материал, приводимый Евсевием, свидетельствует о значительном количестве духовенства среди репрессированных.

Второй эдикт касался только христианского клира. Предписывалось арестовывать его представителей и заставлять их совершать жертвоприношения римским богам. Евсевий сообщает, что в исполнение его повсеместно в тюрьмы были заключены тысячи епископов, дьяконов, пресвитеров, чтецов, экзорцистов. Евсевий прямо связывает появление этого эдикта с неудавшимся узурпаторским мятежом в Каппадокии и Сирии. Вполне правомерно предположить, что христиане в лице своей церковной верхушки оказались замешанными в этом антиправительственном мятеже. Во всяком случае, они возбудили подозрения в своей лояльности, и им было устроено испытание на верность. В последнем убеждает и третий эдикт, которым было приказано освобождать из заключения тех христианских клириков, которые принесут жертвы римским богам.