"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Рассказывают бывшие верующие (Часть 4)

Рассказывают бывшие верующие (Часть 4)

К содержанию....

Рассказывают бывшие верующие 
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Авторы рассказывают, что и до службы в армии у них возникали вопросы о происхождении и развитии природы и общества, были сомнения в правильности избранного жизненного пути. Но ясных ответов они тогда не находили. К окончательному, полному убеждению в реакционной сущности и вреде религии, в беспочвенности религиозных догматов авторы писем пришли уже будучи в рядах Советской Армии. Большую помощь в этом оказали им командиры, политработники, коммунисты и комсомольцы, товарищи по службе. Путем разъяснения материалистического мировоззрения, а также вовлечения верующих воинов в активную творческую деятельность они добились того, что эти воины освободились от религиозных суеверий и предрассудков. На политических занятиях и в задушевных дружеских беседах старшие товарищи помогли разрешить им все сомнения и глубже понять классовый характер религии, вздорность и антинаучность религиозных вымыслов, вред веры в существование сверхъестественных сил.

В сборнике «Мы порвали с религией» говорится, что большое влияние на решение воинов порвать с религией имело изучение естественнонаучной, атеистической литературы. Читая труды классиков марксизма-ленинизма и другую научную литературу, они убеждались, что только наука предоставляет человеку возможность познать объективные законы развития природы и общества, поставить силы природы на службу народу. Только наука активно содействует повышению сознательности и росту культуры людей, служит общественному прогрессу.

Читая рекомендуемые командирами книги, брошюры серии «Научно-популярная библиотека» Воениздата, газетные статьи на антирелигиозные темы, воины убеждались, что религия и наука несовместимы, потому что нельзя примирить веру, основанную на слепом почитании «священного писания», и научные знания, смело опровергающие нелепые, обветшалые, невежественные представления.

Вот что пишет рядовой П. Повальский: «И после призыва в Советскую Армию меня по-прежнему волновали многие неясные вопросы. Сначала я стеснялся задавать их товарищам. Но, поняв, что они желают мне только добра, стал беседовать с ними на самые разнообразные темы. Офицеры Макеев, Чумак, сержант Рахимжанов и другие на жизненных примерах объясняли мне вред моих религиозных заблуждений. Большое влияние оказали на меня проведенные старшим лейтенантом Багрецким политические занятия на тему «Марксизм-ленинизм о происхождении и классовой сущности религии». Я будто бы проснулся после чрезмерно долгого сна, который не позволял мне осознать, что здравый человеческий разум никогда не может согласиться с пользой существования религии. Тем более что есть не только наивные религиозные представления, но и откровенно вредные взгляды.

Религия — враг трудящихся. Вот почему за сотни и тысячи лет она не дала ничего, кроме вреда.

Жаль, что в стенах семинарии, этой пропитанной гнилью бурсе, еще находятся здоровые, могущие принести великую пользу своему Отечеству люди. Я обращаюсь к товарищам по семинарии: откажитесь от всего старого и дурного, откажитесь от церковного «пирога», откажитесь от этого подлого пути обмана честных людей, выходите на широкое поле трудовой деятельности. Как величественна и прекрасна наша любимая Родина! А сколько нового и чудесного будет в нашей стране через 10—15 лет! И все это без бога и церкви.

Я обращаюсь и ко всем верующим: перестаньте верить попам, знахарям, колдунам, гадалкам и прочим тунеядцам, кормящимся и богатеющим за счет обманутых и одураченных людей. Все они могут и бога хвалить и людей дурить. Никакого бога не было, нет и не будет. Та вера, которую исповедует наша церковь и которой она учит народ, есть не только брехня, но и аморальный обман.

От души говорю: большое спасибо всем воинам и командирам, которые помогли мне выпутаться из моих заблуждений, вступить в ряды активных строителей коммунизма. Все свои силы и энергию я отдам на пользу своему Отечеству, самую жестокую борьбу буду вести против религиозного дурмана. Не будем ждать счастья с неба, а будем строить его сами на нашей прекрасной советской земле!

Раньше говорили: «Без бога — ни до порога». А устами народа современная пословица гласит: «Без бога — широка и ясна дорога». Так оно и есть. Разве не об этом свидетельствуют всемирно известные успехи нашей страны. И я, веривший в бога, особенно глубоко понял величайший смысл ленинских слов о том, что религия — опиум для народа».

А вот что рассказал рядовой Г. Пилинога: «Признаться, меня очень пугала мысль, как отнесутся товарищи ко мне, к моему прошлому, к моим религиозным взглядам. И первое время я был очень насторожен, сторонился сослуживцев.

Но в армии надо мной никто не думал смеяться, никто не оскорблял моих чувств. Со мной беседовали секретарь комсомольской организации сержант Дружинин, капитан Сошников, старший лейтенант Арутюнян о том, есть ли бог. В их разговорах я не услышал ни одной насмешки. Спокойно, рассудительно разбивали они все библейские каноны. В этом спокойствии чувствовалась большая сила правоты. В самом деле, если человек не прав, то он раздражается, а не опровергает доводы собеседника спокойно.

Большую роль в освобождении от религиозных предрассудков сыграли для меня достижения советской науки. Наша ракета стала искусственной планетой, движется вокруг Солнца. Это никак не совпадало с церковными догмами. Но если догмы не доказаны, не проверены, то запуск спутника Солнца, ракеты на Луну и других космических ракет — неопровержимый факт.

Так постепенно беседы товарищей, чтение различной литературы, чуткость сослуживцев помогли мне освободиться от религиозных убеждений. Я очень благодарен всему нашему коллективу, открывшему мне глаза на жизнь. Мне сейчас очень жаль времени, потраченного на чтение религиозных книг. Ничего, наверстаю упущенное. Сейчас я мечтаю после армии поступить в институт».

В письме младшего сержанта В. Карпова говорится: «По крутым дорогам вела меня жизнь к атеизму. Трудно было расставаться с тем, чем жил раньше. Но трещина, о которой я говорил в начале письма, все разрасталась и разрасталась. Три искусственных спутника Земли, а затем и три космические ракеты нанесли сокрушительные удары, и наконец моя вера рухнула. Ее разрушила кипучая жизнь нашей страны, подвиги людей, строящих счастье. Глядя на смеющиеся, довольные лица прохожих, на чудесные белокаменные дворцы, где они живут и работают, на сверкающие в небе Ту-104, на все окружающее меня, я понял: человек — сам творец своего счастья, творец жизни. Бог тут ни при чем. А если так, то зачем он, бог, мне? Я буду жить без бога!

Так я порвал с религией. Сейчас я уже комсомолец. Может быть, и не следовало бы вспоминать свое прошлое с безобразными молитвами-покаяниями и темными обрядами. Но я знаю: некоторые молодые люди нерешительно стоят сейчас, как когда-то стоял и я, на распутье. Я обращаюсь к ним:

Дорогие товарищи! Жизнь наша прекрасна. И мы можем сделать ее более прекрасной. Но разве попы строят наше светлое будущее? Нет! Так решайте же, с кем вам по пути — с нами, тружениками социалистического общества, или с церковниками, незаметно для вас самих отравляющими жизнь вашу религиозным дурманом. Я уверен — вы пойдете с нами!»

Из года в год в армию приходит все меньше верующих. Но это не значит, что религиозные пережитки исчезнут автоматически. Нельзя забывать, что живучесть религиозных предрассудков — не только в силе традиций. Они подогреваются реакционной деятельностью церковников и сектантов. Служители культа охотятся за человеческими душами, пытаются влиять и на военнослужащих, подсовывают им религиозную литературу. Так произошло с рядовым Семеновым. Связанный религиозными путами, он в воскресные дни посещал церковь, получал от священника религиозные книги. К сожалению, даже в отдельных семьях военнослужащих иногда соблюдаются религиозные свадебные обряды, устраиваются крестины. А окружающие, в том числе коммунисты и комсомольцы, зная об этом, подчас занимают нейтральную позицию. Конечно, такого рода факты единичны и не характерны для нашей армейской действительности. Но они причиняют ущерб воспитанию молодежи. Религиозные верования засоряют сознание отдельных солдат, мешают им успешно овладевать военным делом. Известны случаи, когда юноши, одурманенные сектантами, отказывались брать в руки оружие.

В письмах бывших верующих, ныне воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, отмечается, что религия пытается отнять у человека право на познание жизни, затемняет сознание людей. Поучениями о презрении к земной жизни она сковывает творческую инициативу, обрекает на слепую веру в антинаучные религиозные сказки о «царстве небесном». Религия воспитывает в людях пассивность и безволие, страх и покорность. Она учит, что человек — «раб божий», «червь», судьба которого зависит всецело от воли божьей. Поэтому религия приучает трудящегося человека полагаться не на силу своего разума, не на свою деятельность, не на борьбу своего народа, а на милость бога. Совершенно очевидно, что это несовместимо с теми качествами, которыми должен обладать советский человек — строитель коммунизма. Для советского человека нет ничего вреднее, чем чувство беспомощности и неверия в свои силы.

В рассказах бывших верующих, ныне воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, подчеркивается, что одной из главных причин отхода от религии явилась сама жизнь. В сборнике рассказывается, что религия — эта мрачная, косная сила — тормозит наше движение вперед, наносит ущерб и делу обороноспособности нашей страны, проповедуя идеи «непротивления злу насилием».

В результате глубоких изменений социально-экономических условий жизни, ликвидации эксплуататорских классов, победы социализма в СССР, в результате успешного развития науки и общего роста уровня культуры страны большинство населения Советского Союза давно уже освободилось от религиозных пережитков. Решительно и навсегда порвали многие миллионы советских людей с религией. Но они знают, что все еще дымят кадила и есть еще люди, которые заблуждаются и верят в бога. Люди, порвавшие с религией, рассказывают им о своем горьком опыте. Рассказывают, чтобы предостеречь от невозвратимой потери времени, обкрадывания подлинных человеческих чувств, превращения земного существования в тяжелый сон.

И это понятно. Ведь верующие живут вместе с другими людьми, неверующими. Рядом с ними они трудятся. На судьбах всего народа, на собственной судьбе они убеждаются в том, что человек сам кузнец своего счастья, что наши успехи — результат усилий советских тружеников, а вовсе не свидетельство божественного «промысла».

Служители культа любят повторять, что жизнь дается лишь один раз и можно навсегда загубить свою душу для вечности. Жизнь действительно одна, и прожить ее нужно так, чтобы она была наполнена не религиозными сказками, а подлинным горением, чтобы на каждом шагу человек чувствовал свое идейное родство с Коммунистической партией, с миллионами строителей коммунистического общества.

Религиозными верованиями заражена сравнительно небольшая часть наших людей. Причем они не всегда говорят о своей принадлежности к культу или секте. И такая замкнутость затрудняет влияние на них со стороны общественности. Вот почему в антирелигиозной пропаганде очень важен индивидуальный подход к каждому верующему, ибо отход от религии, усвоение материалистического мировоззрения — это результат больших раздумий, серьезной внутренней борьбы. Многие верующие давно уже сомневаются в истинности религии, в существовании бога, но не могут окончательно порвать с религией. Им на помощь должны прийти товарищи по работе, по совместной жизни и прежде всего наши пропагандисты и агитаторы.

Сборник «Мы порвали с религией» — хороший материал для всех, кто ведет научно-атеистическую пропаганду, кто призван повседневно помогать верующим решительно порвать с религиозными убеждениями. Это полезная и безусловно нужная книга. Ее с интересом прочтут и те, кто уже порвал с религией, и те, кто находится в плену у церковников. Сборник этот даст пищу для размышлений о многом: почему у нас еще существуют религиозные пережитки, о недостатках нашей атеистической пропаганды, о путях преодоления религиозных предрассудков.

Авторы сборника «Мы порвали с религией» призывают еще не порвавших с религией: раскройте глаза, активней включайтесь в нашу кипучую жизнь! Найдите в себе силы выпутаться из сетей суеверий, перестаньте верить в несуществующего бога, в «священные писания», проповеди церковников! Посмотрите, как прекрасна жизнь советских людей, как светла и широка дорога без веры в выдуманного бога. Сорвите со своих глаз темную повязку и посмотрите, как хорош окружающий нас мир, как прекрасна наша советская Родина!

Окончательно освободившись от религиозных заблуждений, этих пережитков старого общества, мы ускорим движение нашей страны к коммунизму, укрепим высокие морально-боевые качества советских людей, станем еще более умелыми тружениками и защитниками советской Родины, всего социалистического лагеря — оплота мира и счастья на земле.