"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Попков К. С религией не по пути (почему я отрекся от сана священника) (Словарь)

Попков К. С религией не по пути (почему я отрекся от сана священника) (Словарь)

К содержанию....

Попков К. С религией не по пути (почему я отрекся от сана священника) 
Часть 1
Часть 2
Часть 3

Словарь к статье:

Культ (по-латински cultus—возделывание, забота, почитание) — религиозные действия и обряды, которые, по умению церкви, призваны повлиять на божество. К культу относятся молитвы, заклинания, жертвоприношения, богослужения и т. д. Тем же словом нередко обозначается и религия в целом — отсюда «служители культа», то есть священники.

В нашей стране, где религия является пережитком прошлого, подавляющее большинство советских граждан давно отказалось от исполнения каких-либо предписаний культа. Однако бывает, что даже неверующие, нередко по привычке или в силу традиции, отдают дань религиозным праздникам и обрядам. Недаром служители православного, мусульманского, католического, иудейского и других культов стремятся привлечь к себе людей прежде всего через различные действия и церемонии, чтобы таким путем постепенно окутать их сознание туманом религиозных предрассудков. Поэтому важнейшая задача атеистической пропаганды состоит в разъяснении неразрывной связи между содержанием культа и теми суеверными, отживающими представлениями, которые проповедуются в религиях, но отвергаются всей системой научных материалистических взглядов, нашим коммунистическим мировоззрением. — Ред.

Молитва — наиболее распространенная и непременная составная часть всякого религиозного культа; в узком смысле — определенный, как правило, заранее установленный текст, с которым священник либо сам верующий обращается к богу, к сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. Как и религия в целом, молитва порождена бессилием человека на деле предотвратить или устранить постигающие его бедствия и невзгоды. Свойственная в той или иной форме и древнейшим верованиям, молитва есть не что иное, как разновидность колдовства и восходит к первобытным магическим заклинаниям. Элемент заклинания наряду с просьбой сохранился и в современных религиях. Произнося молитву, верующий, по существу, ждет направленного в его пользу «чуда» — изменения естественного хода вещей.

Основные христианские молитвы, составленные церковью в IV—VI веках, сохранили в себе элементы молитв ранее возникших религий, в частности иудаизма (например, «Отче наш»). Как разновидность богослужения или церковной «службы» молебны в православии, католицизме, иудаизме и других культах обставляются особым торжественным церемониалом и сопровождаются разнообразными эмоциональными жестами. Все это рассчитано на усиление религиозного настроения верующих.

Молитвы — самые массовые, систематически повторяемые культовые действия, в которых выражаются иллюзорные надежды на «силы небесные». Вместе с тем молитва есть проявление невежества и бескультурья, нередко влекущих за собой непоправимые последствия. Например, еще и поныне бывают случаи, когда верующие адресуются к различным святым об исцелении от болезней вместо своевременного обращения за врачебной помощью. Молитвы делают религиозных людей жертвой самообмана и, ослабляя их волю, отвращают от активной деятельности, направленной и на личную пользу, и для блага общества. Подавляющее большинство советских людей, у которых активное участие в строительстве коммунизма все больше укрепляет уверенность в своих собственных силах, отвергают молитвы и религию в целом как пережитки далекого прошлого. — Ред.

Колдовство, или магия, — ряд суеверных действий и приемов, которые сопровождаются «таинственными» словами, якобы воздействующими на «сверхъестественные силы» и вызывающими желаемые результаты — полезные или вредные. Вера в приметы, гадания, заговоры, знахарство — это органические формы колдовства.

Служители церкви заявляют, будто колдовство — это «суеверие», не имеющее никакого отношения к «истинной вере» и даже враждебное ей. В действительности весь ритуал современных религий, в том числе и христианской (молитвы, богослужение, таинства, крестные ходы, водосвятия и т. п.), является тем же колдовством. Как и религия, магия непременно связана с верой в сверхъестественное. Между манипуляциями колдуна и действиями священника, совершающего тот или иной обряд, нет никакого принципиального различия. Например, широко практиковавшиеся православной церковью молебны и водосвятия в засуху живо напоминают действия колдуна, когда он льет воду, чтобы вызвать настоящий дождь.

Христианство вполне усвоило магию, связав ее с верой в бога, в «добрых духов», с почитанием «святых», к которым верующие обращаются либо непосредственно, либо через служителей культа.

Как пережиток далекого прошлого, вера в колдовство еще бытует и в нашей стране. К наговорам, гаданиям, знахарству прибегают наименее сознательные люди, так или иначе остающиеся под влиянием религии. Разъяснение действительных корней этих суеверий, их «идейного родства» с религиозными представлениями и культом, борьба против обмана людей различными врачевателями и предсказателями судьбы — одна из важных задач научно-атеистической пропаганды. — Ред.

Идолы, или кумиры, — изображения богов в виде материальных предметов, животных, человека и т. п. Обычай изображать богов восходит к самым ранним формам религии и занимает важное место во всех современных культах.

Идолопоклонство неразрывно связано с религией. Согласно христианскому вероучению, бог воплощался в человеческом образе. Отсюда поклонение изображениям Христа и святых. Большинство христиан молятся изображениям троицы и отдельно — бога-отца, бога-сына и святого духа. Католики верят в чудодейственную силу икон и скульптурных изображений, православные почитают лишь иконы, хотя в некоторых храмах сохраняются и статуи. В ряде религий (иудейство, мусульманство) изображать богов запрещается, но поклонение различным реликвиям остается в силе.

Христианские богословы всеми силами пытаются спасти церковь от обвинений в идолопоклонстве. По их мнению, поклонение воздается не статуям, иконам и кресту, а лицам, на них изображенным; «святых» же молят лишь о заступничестве. В действительности идолопоклонство — неотъемлемая черта христианского культа. Обычай украшать иконы драгоценными камнями, целовать их, зажигать перед ними лампады — лишнее доказательство этого. Представители церкви именуют иконы «святыми», «чудотворными», «честными», учат возносить молитвы кресту («вонмем ему, спаси нас, кресте, силою твоею»). По существу, все эти изображения не что иное, как идолы; им приписывают сверхъестественные свойства. В христианстве, буддизме и других современных религиях поклонение идолам сохраняется как наследие самых диких первобытных обычаев. Вера в идолов находится в вопиющем противоречии с наукой и практикой современного человека. — Ред.