"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

Не является ли доказательством существования бога тот факт, что до сих пор в него верят миллионы людей?

Не является ли доказательством существования бога тот факт, что до сих пор в него верят миллионы людей?

Ответ: Тот, кто так задает вопрос, считает, что если у человека появилась мысль о существовании какого-нибудь предмета, то этот предмет и на самом деле существует. Но это, конечно, не так. Попробуйте, например, примыслить, что у вас есть крылья. Как бы вы ни были убеждены в этом, крыльев в действительности не будет. И тут вы отчетливо почувствуете разницу между воображаемым предметом и тем предметом, который реально существует. Значит, вначале должен существовать сам предмет и лишь после этого мы можем сказать, что наша вера в его существование правильна. Так же обстоит дело и с представлениями о боге. Значит, сама по себе уверенность человека в существовании бога никак не может быть свидетельством того, что бог существует.

«Но в бога верит не один человек, — скажет верующий, — а миллионы людей! Могут ли почти все люди ошибаться?» Могут! История знает немало примеров такого рода. Вспомним хотя бы тот факт, что миллионы людей из поколения в поколение верили когда-то, что Земля не шарообразная, а плоская, что не Земля вращается вокруг Солнца, а наоборот, Солнце — вокруг Земли, что небо твердое… И если бы кто-то в те далекие времена вдруг стал уверять обратное, то его просто подняли бы на смех. Почему? Да потому, что люди принимали за истину то, что им виделось. «Если мы видим, что Солнце поднимается над Землей и опускается, то, значит, так оно и есть», — рассуждали люди. (Кстати говоря, эти взгляды нашли свое отражение в «священных писаниях»!) Но когда человек стал глубже познавать природу, оказалось, что миллионы людей, попросту говоря, глубоко заблуждались, верили в то, чего не было на самом деле.

Точно так же обстоит дело и с верой в бога. Людям казалось (а многим и сейчас кажется), что бог существует. Но в чем они черпают свою уверенность в существовании бога? Почему миллионы людей верят в существование того, чего нет? Ведь далеко не все верующие принимают на веру то, о чем им говорят служители культа.

Действительно, многие верующие говорят, что некоторые таинственные явления свидетельствуют в пользу существования бога. Однако стоит человеку внимательнее присмотреться к этим «таинственным» явлениям, как вся их таинственность исчезает. Все, что на первый взгляд свидетельствует о существовании сверхъестественных сил, объяснимо с точки зрения естественных причин: раньше человек просто мало знал об этих явлениях. Но стоило ему, не останавливаясь на полпути, пойти дальше в изучении «таинственных» явлений, как сразу же обнаруживалось, что они совсем не говорят о существовании каких-то потусторонних сил. Иначе говоря, незнание поддерживает веру в бога, а знание разрушает эту веру.

Раньше миллионы людей не имели никакого образования, были совершенно неграмотными. Поэтому и не удивительно, что так глубока была вера в бога. Не удивительно и то, что распространение научных знаний среди населения в условиях социализма ведет верующих к массовому разрыву с религией.

Но это не все. Известно, что религию порождают особые условия жизни людей, которые мы встречаем в досоциалистических обществах. Гнет стихийных сил природы и социальных (т. е. общественных) сил заставил человека пойти в чрезвычайно сложном процессе познания действительности по неправильному пути. И в конечном счете человек неверно воспринял окружающий его мир, стал считать, что существует сверхъестественная сила. Поскольку условия жизни людей были повсюду почти одинаковыми, постольку они повсюду породили примерно одинаковые религиозные верования (среди миллионов людей и среди разных племен и народов). Вот почему в бога верили миллионы людей, но это отнюдь не доказывает, что бог на самом деле существует.

Иногда говорят, что люди верят в существование бога потому, что им так велит их «внутренний голос», интуиция, а не какие-либо таинственные явления. Вот, дескать, поэтому миллионы людей и верят в бога, а это доказывает его. существование. В действительности сам этот «внутренний голос» будет пустым звуком, если он не подкрепляется доказательствами своей правоты. А таких доказательств верующий привести не может: все они успешно могут быть разоблачены наукой. Мало ли что может показаться человеку! И тогда так называемая интуиция ведет. человека по пути самообмана. Разве не известны случаи, когда, повинуясь «внутреннему голосу», люди становились жертвами обмана нечестных людей, выдававших себя то за Илью Пророка, то за апостола Петра, то за других святых. А ведь интуиция верующих никак не должна была бы так подвести их. Ведь если она в одном случае подвела, то где гарантия того, что она не подводит верующего во всех остальных случаях?

Мысль о существовании религиозной интуиции свидетельствует против бытия бога и тем, что она порождает далеко не один образ божий. В действительности, сколько людей — столько и представлений о боге!

И наконец, доказано, что существовал дорелигиозный, или безрелигиозный, период человечества. Почему же тогда «врожденное религиозное чувство» не подводило людей к вере в бога? И как быть с теми случаями, когда верующий порывает с религией? Или у него появляется новая интуиция, которая теперь уже заставляет его не верить в существование бога? Все это говорит лишь о том, что сама по себе интуиция не может служить доказательством существования бога.

Таким образом, тот факт, что миллионы людей верят в бога, совсем не свидетельствует о его бытии. В наши дни миллионы людей верят в правильность христианских представлений о боге, но другие миллионы верят буддистским представлениям, и одновременно миллионы людей верят в правильность мусульманских представлений о боге. Более того, все они считают, что любые из многочисленных религиозных представлений о боге чужих религий неправильны. А сколько миллионов людей верило, да и сейчас еще верят идолам! Какому же большинству отдать предпочтение? Кто из этих миллионов прав? Те, кого больше? Но в таком случае мы должны считать правыми идолопоклонников — ведь именно их было больше, чем кого бы то ни было! Но сейчас мало кто согласится с этим.

Может быть, все они правы? Но против этого выступают сами служители культа, сами верующие: они никак не могут допустить мысли о существовании богов всех вероисповеданий.

И опять вспомним о том, что многие столетия существовал безрелигиозный период, когда вообще никто не верил в существование бога. Значит, мы должны сделать вывод о том, что бога нет или не было в то время. А в наши дни? В Советском Союзе уже меньшинство населения верит в существование бога, а большинство являются атеистами. И если мы присмотримся к ходу исторического развития, то увидим: чем ближе мы будем подходить к коммунизму, тем меньше будет верующих. Но мы при этом не говорим: бога нет потому, что люди в нашей стране уже не верят в его существование. Скорее наоборот: именно тот факт, что бога нет и люди все больше убеждаются в этом, подводит людей к разрыву с религией, заставляет переходить на позиции атеизма те миллионы, которые еще вчера верили в существование бога.

Рекомендуемая литература

Кольман Э. Есть ли бог? М., 1958. «Популярные лекции по атеизму». М., 1962, стр. 16—36 368-376.


Возврат к списку