"Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая." /Шопенгауэр А./
Sapere aude!

К



Казанкин Алексей "Усилия одного чиновника"
Нужна ли России церковная идеология? Правомерно ли ущемление прав одних конфессий в пользу других?  Читать 

Каминер В. "Атеисты тоже могут быть моральными"
Принимая во внимание печальное состояние научного образования, вероятно, больше американцев верят в Бога, чем в закон всемирного тяготения. Для верующих (а их около 95% населения) является постулатом, что без религии не может быть добродетели. Так что по мере приближения нового тысячелетия и усиления интереса к сверхъестественному не удивительно, что вера преподносится как решение проблем злоупотребления наркотиками, беременности среди подростков и прочих социальных зол. Читать 

Камышев Дмитрий "Божественная комиссия"
На прошлой неделе депутат Госдумы от "Единства" Александр Чуев презентовал подготовленный им законопроект "О традиционных религиозных организациях в РФ". В случае принятия этого документа у представителей традиционных для России религий начнется новая, воистину благодатная жизнь. Читать 

Катерина Архарова "Религия для атеистов: утопическое прекраснодушие?"
В Британии вышла в свет книга с интригующим названием "Религия для атеистов". Ее автор популярный современный философ Ален де Боттон, взявший на себя роль проводника в массы гуманистических идей.  Читать 

Качуровская Анна "Уроки православного"
Единым образовательным стандартом реформа средней школы не исчерпывается. Не исключено, что в скором времени школьникам предстоит познакомиться еще и со стандартом теологическим. Читать 
Качуровская Анна "Закон многобожий"
Результатом конференции стало рекомендательное письмо тогдашнего министра образования Владимира Филиппова, разрешающее включить курс "Основы православия" в школьную программу. Спустя месяц под давлением комитета по образованию Госдумы министерство уточнило, что подобный курс может быть введен только факультативно по желанию родителей и учеников. Читать 

Квирквелия Ольга "Профессия - православный?"
В последнее время в СМИ часто появляются "проправославные" высказывания политиков, поэтому вопрос, сколько же у нас в стране православных, становится все актуальнее. Действительно, разброс просто поразительный: от 69,3 до 2-4%. Как такое возможно? Вряд ли социологов в этом случае можно упрекнуть в недобросовестности. Читать 
Квирквелия Ольга "Право на безбожие"
В Думе снова говорят о религии - на этот раз об установлении уголовной ответственности за "оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии". Соответствующие поправки к Уголовному кодексу внес на рассмотрение парламентариев депутат Александр Чуев. Пока его законопроект проходит стадию предварительных обсуждений. И по этому поводу возникает несколько вопросов. Основной из них - что такое оскорбление. Вопрос отнюдь не праздный, поскольку смысл этого понятия предстоит определять суду. Читать 

Кевин Юилл "Десять мифов о самоубийстве с посторонней помощью"
Похоже, кампания в защиту самоубийства с посторонней помощью достигает своего пика в Великобритании, где во вторник 14 декабря палата общин после бурных баталий приняла законопроект о вменяемости. Это, безусловно, шаг в направлении легализации самоубийства с посторонней помощью, несмотря на торжественные заверения в обратном его сторонников.  Читать 

Кириллова Светлана "Государственно-приходская школа"
- Церковь отделена от школы, это записано в Законе о свободе совести и религиозных объединениях, в Законе об образовании. Но сегодня в обществе нет консенсуса по вопросу взаимоотношений религии и образования - в отличие от времени, когда главной идеологией страны был воинствующий атеизм. Теперь, когда каждый может свободно ходить в церковь и изучать основы религии, бывшие работники кафедр научного атеизма, организовавшись, начали публиковать в прессе одну статью за другой: караул, нарушается принцип светскости государства!  Читать 

Ковалев Андрей "Не ведают, но творят"
Вторую неделю не утихает скандал вокруг выставки "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре. Выставку разгромили, потом закрыли, потом художники подали в суд за "групповое хулиганство" (статья 213 часть 2 УК РФ), потом уже на художников подали в суд - за "разжигание национальной и религиозной вражды" (статья 282). Деятели культуры ("видные" типа Никиты Михалкова, Ильи Глазунова и Валентина Распутина) тут же написали гневное письмо. Понятно, что не в защиту художников. Так оказались очерчены новые границы творческой свободы. Если в советские времена художникам угрожали партия, правительство и карательные органы, то без мудрого надзора КГБ и бульдозеров художники решили, что никто им не указ. Пока не натолкнулись - в общем-то, совершенно случайно - на Бога и церковь. Читать 

Ковалев Андрей "Мученики поп-арта"
В конце февраля в петербургскую галерею С.П.А.С. ворвались семеро людей в масках. Посетителей они не трогали, зато облили краской и испортили выставленные в галерее работы. Свидетели этого анонимного перформанса сочувственно выкрикивали: "Правильно, сынки! Так и надо!" По всей видимости, этих случайных зрителей также охватило справедливое возмущение при виде "космополитических икон" художника Олега Янушевского. Милиция начала следственные действия. Всякий поклонник криминальных сериалов понимает, что первым делом стоит опросить протоиерея Александра Шаргунова. Читать 

Колядина Елена "Инквизитор Цивилев бросил мальчика в костер"
Сожжения на костре еретиков и иноверцев на Вологодчине не случалось давненько. Последний раз в 1674 году в Тотьме спалена была в срубе при многочисленных свидетелях некая богоотступница Феодосья, наводившая порчу. А по прошествии 328 лет, 23 июня 2002 года, в деревне с подходящим названием Старина, вновь запылал инквизиторский костер. Читать 

Комаров Евгений "Церковь повторяет ошибки КПСС"
10 лет назад было закрыто одно из самых одиозных учреждений советской эпохи: Совет по делам религий. Молва прочно связывала его с гонениями на верующих. Но из всего-навсего четырёх председателей этого органа был один, при котором направление работы Совета по делам... перевернулось с точностью до наоборот. С 1984 по 1989 год эту организацию возглавлял Константин Харчев, на долю которого выпало осуществить "перестройку" в духовной сфере. Именно при Харчеве Совет по делам религий впервые стал открывать церкви и мечети (было открыто несколько тысяч), вступил из-за этого в конфликт с местными органами власти, с политбюро и КГБ (считавшими такую перестройку слишком "быстрой"). Кульминацией стало всесоюзное празднование 1000-летия Крещения Руси, про которое член Синода Русской православной церкви (РПЦ) митрополит Ювеналий до сих пор говорит: "Мы были уверены, что это будет маленький семейный праздник. А тут оказалось..." Читать 

Кириллова Светлана "Государственно-приходская школа"
В Конституции РФ не говорится, отделена ли церковь от школы. Сегодня во многих государственных школах стал обязательным курс "Основы православия". Может, церковь и школа давно объединились? Читать 

Коробов Павел "Правозащитникам не нравятся молебны"
Вчера в Институте развития прессы правозащитники провели "круглый стол" на тему "Государство и религия. Проблемы, перспективы и особенности взаимодействия". Борцы за права человека раскритиковали закон "О свободе совести и религиозных организациях", а также назвали введение в школьную программу религиозного образования антиконституционным. Читать 

Коршунова О. "Религиозная свобода в США"
Сейчас я живу в США. У большинства людей эта аббревиатура ассоциируется с понятием “свобода”. Свобода совести, свобода слова, свобода мысли, сексуальной ориентации и, конечно же, вероисповедания. Как горят глаза русских евреев, когда говорят они об Америке! С каким вдохновением говорят они о том, что в этой благословенной стране нет дискриминации по религиозному принципу! Дискриминация, действительно, запрещена федеральным законом США. Действительно, тут разрешено ходить хоть в церковь Христа, хоть в синагогу, хоть в мечеть, хоть в буддийский храм, есть даже официально зарегистрированная церковь Сатаны, о которой я скажу несколько слов ниже. Но давайте посмотрим, на самом ли деле есть в Америке эта пресловутая “свобода вероисповедания”. Читать 

Красников Александр "Теология в светских вузах: pro et contra"
В последнее время православные круги активно ратуют за введение преподавания теологии в светских учебных заведениях. Они уже многого добились и, по всей видимости, воплотят эту идею в жизнь, поскольку у них много союзников в Госдуме, Министерстве образования РФ, Академии наук, среди ректоров университетов и вузов. Кратко остановимся на аргументах, которые чаще всего приводятся сторонниками введения преподавания теологии в светских учебных заведениях, и попытаемся сформулировать некоторые контраргументы. Читать 

Крашенинников Павел "Ждут ли Россию аутодафе"
Недавно в Думе прозвучало предложение принять закон, запрещающий богохульство и пресекающий оскорбление чувств верующих. Учитывая количество религиозных организаций и конфессий, число граждан, желающих на что-либо оскорбиться, а также существование неверующих, которым "бесстыжая" Конституция позволяет не только ничего не исповедовать, но и распространять свои взгляды, можно смело предсказать, что при принятии такого закона наша скучная и размеренная жизнь приятно оживится. Один оскорбится рекламой окорока, так как свинья для него нечистое животное, другой решит, что изучение в школе сочинений Льва Толстого, отлученного от Церкви, - святотатство. Читать 

Краюхин Василий "Министерством образования была совершена серьезная ошибка"
«У нас многоконфессиональная страна, – сказал В.Болотов, сообщая журналистам об итогах работы Министерства образования, – поэтому инициатива министерства кое-кого спровоцировала на ответные действия: в нескольких национальных республиках уже подумывают об изучении буддизма, ислама в рамках национально-регионального компонента. В каком положении окажутся, например, 43% русскоязычного населения в Татарстане?» Читать 

Крыштановский Владислав "Православный новодел"
Один из печально известных примеров такого рода — храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве XVIII века. Домовый храм дворян Лианозовых, владельцев находящейся в 100 метрах от него усадьбы "Алтуфьево", пал жертвой внезапно вспыхнувшего у москвичей интереса к православной вере. Настоятель храма протоиерей Анатолий (Алефиров) гордится проведенной приходом реставрацией: "Все это сделали мы сами. Власти не помогали. Раньше храм был маленький, приусадебный, а теперь — вот, посмотрите". Читать 

Ксения Леонова "Побойся Бога"
Когда мне было восемь и я в третий раз убежала из дома, прожив полтора дня на дикой яблоне в лесу, родители, оправившись от истерики, отдали меня в православную воскресную школу. Тем я и спаслась — то есть, переводя на мирской язык, перестала прятать дневники с двойками и тырить по просьбе пацанов бычки из родительских пепельниц, променяв этот досуг на помощь по уборке храма — в том числе, тушению свечных огарков. Тут весь секрет в том, чтобы от свечи осталось хотя бы полсантиметра — иначе ее будет сложно достать из подсвечника. И, зная этот секрет, я очень удивилась, когда несколько месяцев назад заметила в одном из полупустых храмов Сергиево-Посадской лавры бабушку, тушившую и наполовину недогоревшие свечи. Я запомнила тот случай ровно потому, что не нашла ему тогда объяснения. Читать 

Курбанов Гарун "О религии, религиоведах и апологетах"
В последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах газет и журналов разворачивается острая, порой непримиримая полемика о месте и роли религиоведения и ее различных школ и направлений в нашей жизни. Читать